Продажа гражданства Камбоджи: за и против
Кхмерское гражданство на продажу
Как и большинство законов о гражданстве, проект камбоджийского закона, предусматривает получение иностранцами камбоджийского гражданства при выполнении определенных условий. Двумя наиболее важными условиями являются проживание в Камбодже в течение семи лет и умение говорить и писать на кхмерском языке.
В отличие от законов других стран, проект камбоджийского закона, по сути, дает возможность купить гражданство. Иностранец, который инвестировал в страну 1,250,000,000 риелей (около 312,000 долларов), может получить гражданство без выполнения условия о семилетнем проживании, но по-прежнему обязан говорить и писать на национальном языке и выполнять ряд других условий.
Есть несколько других законов о гражданстве, которые применяют подобный подход. Мы рассмотрели законы о гражданстве Южной Кореи, Японии, Сингапура, Лаосской НДР, США, Великобритании, Австралии, Индии и Франции. Ни один не содержит похожих положений. Большинство стран решают вопрос о привлечении инвестиций путем предоставления инвесторам более лояльных условий получения визы или правил проживания на период инвестирования.
Некоторые страны в исключительных случаях позволяют иностранцам не выполнять предписанные условия для получения гражданства. Например, в Индии такими случаем являются достижения в науке, философии, литературе, миротворческой деятельности и деятельности в области прогресса человечества. Франция позволит получить гражданство без выполнения условий, только если это будет иметь ценность и большое значение для нее самой. Французский закон идентичен Статье 13 проекта камбоджийского закона.
Некоторые развивающиеся страны также предоставляют гражданство инвесторам и благотворителям на манер Камбоджи, хотя нам пока еще не удалось найти сами законы для проверки.
Камбоджийское гражданство через Инвестиции
Так почему Камбодже необходимо предоставлять отклонение от выполнения ряда условий, от чего отказывается большинство других стран? Необходимо ли Камбодже привлекать инвестиции и увеличивать свой государственный бюджет таким образом?
Ответом на оба эти вопроса будет твердое «да». По причинам, очевидным для большинства, включая небольшой рынок Камбоджи, новейшую историю и конкурирующих соседей, Камбоджа должна увеличить инвестиции и поток капитала в страну и государственную казну.
Принимая тот факт, что Камбодже необходимо привлечь инвестиции и пополнить государственную казну, так ли ей необходимо продавать свое гражданство для достижения данных целей? Это более трудный вопрос, требующий сложного ответа.
Основным мотивом для иностранцев инвестировать требуемые для получения гражданства суммы является получение экономических прав, которые доступны только для граждан Камбоджи. Самым желанным является право владения землей. Это право несомненно будет главным преимуществом для иностранцев, заинтересованных в Камбодже. Учитывая текущие трудности и неопределенности в камбоджийской правовой системе, иностранцы, чей бизнес основан на владении землей или другой недвижимости в Камбодже, получат значительные преимущества, имея камбоджийский паспорт.
С другой стороны, гражданство не должно быть дано иностранцам, которым просто нужна защита в области землевладения. На текущий момент камбоджийский закон позволяет иностранцам владеть 49% земельного участка компании, если он имеет 49% ее акций. Это право обеспечивается Статьей 44 Конституции. Владение 49% может быть также закреплено правилом компании и контрактом, а также средствами правых механизмов арбитражных и судебных систем.
Другой мерой защиты иностранных инвестиций, связанных с землей, может стать возможность владения зданиями на участке, которые сейчас можно взять только в долгосрочную аренду. Закон об Инвестициях мог бы предоставить такой вид владения, но пока не было движения по его утверждению на Инвестиционном Совете Камбоджи и земельных организациях.
Другим существенным методом защиты иностранных инвестиций, включающих недвижимость, могла бы стать прозрачная и комплексная система регистрации и правового использования недвижимого имущества. Тогда иностранцы могли бы обезопасить себя в использовании земли, что обеспечивается в Камбодже, тем самым защищая свои инвестиции.
Один из самых легких путей привлечения инвестиций через землепользование не доступен в Камбодже. В некоторых странах, например в Таиланде, в целом закон запрещает отдавать землю в собственность иностранцу, но в отдельных случаях при крупных инвестиционных проектах возможно иностранное владение землей. Конституция Камбоджи запрещает это.
Все эти методы идут по длинному пути в привлечении иностранных инвестиций. Однако, учитывая, что принятие и применение этих мер может занять много времени и встретить политические трудности, возможность продажи гражданства иностранцам посредством инвестиций или дотаций и предоставление им больших прав на землю может быть единственной альтернативой в увеличении входящего денежного потока.
В конечном счете, если принять, что продажа камбоджийского гражданства необходима, то как закон сможет защитить экономику от нежелательных инвесторов и вкладчиков? Так как закон достаточно общий, то он будет определять количество и качество иностранцев, к которым могут быть применены специальные условия.
Одной из задач государства будет предотвращение инвестирования исключительно в земельные проекты, то есть предотвратить спекуляции. Включение стоимости земли в необходимые 250,000$ может сделать процесс получения гражданства для иностранцев намного проще. Если это допустить, то покупка иностранцем участка земли за 250,000$ позволит ему стать гражданином Камбоджи и затем оформить собственность на землю.
Строгое соблюдение того, что инвестиции тратятся на существующие проекты, может существенно ограничить возможность получения гражданства. До сих пор не было большой разницы между суммой, которую инвестор обязался вложить, и суммой реально вложенного капитала.
Обязательное знание языка также может резко ограничить потенциальных заявителей на получение гражданства, несмотря на сумму вложений. Конечно, согласно законопроекту, тот, кто хочет обойти это требование, вместо инвестирования должен пожертвовать 1,000,000,000 риелей (около 250,000$) в государственную казну.
Другие вопросы регулирования таковы: Будет ли инвестированный капитал капиталом компании, или это будет общее вложение? Может ли этот капитал быть внесен через оффшоры или местные займы? Или, например, инвестиционный проект стоимостью 2 млн. доллара включает пять инвесторов, все ли инвесторы смогут получить гражданство? Что произойдет, если акционер инвестиционного проекта продаст свою долю стоимостью более 312,000$ после получения гражданства?
Критики беспокоятся, что закон привлечет нежелательный тип инвесторов и дарителей. Большинство крупных инвестиций приходят от крупных оффшорных компаний, где нет индивидуального инвестора, который может стать гражданином Камбоджи. Таким образом, закон больше нацелен на привлечение инвестиций от отдельных лиц, чем от корпораций. Однако, как обсуждалось выше, земельные спекуляции ограничены рамками закона.
Также критики говорят, что снисходительные правила получения гражданства могут привлечь богатых мошенников. Подобный риск можно сократить посредством Статьи 8 (п.2) закона, которая требует стандартной проверки личности в его стране и через Интерпол. Некоторые международные преступники могли бы рискнуть такой проверкой, если бы закон не исполнялся в строгости и последовательности.
И наконец, при рассмотрении таких вопросов стоит помнить, что нет ничего криминального или разрушительного во владении землей иностранцами. Большинство развитых стран обеспечивают иностранное землевладение с некоторыми ограничениями. Основная причина таких ограничений для развивающихся стран, это сохранить землю для граждан, у которых может не быть таких денежных средств, как у иностранцев.
При перепечатке ссылка на источник обязательна!